Остановись, мгновение, ты прекрасно!
"Сколько не размышляй, а мозгов мне не хватит, чтобы во всём разобраться." (с) Рин Окумура (Ao no Exorcist)
По мере того как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами. В наше время принято отождествлять массовые газеты лишь с «бульварной» или «желтой» прессой. На самом деле с середины XIX в. возникли разнообразные издания для массового читателя.
Массовая аудитория США имела свою специфику. Первой массовой «бульварной» газетой стала ежедневная нью-йоркская «Сан», основанная в 1833 г. Бенджамином Дэем, человеком с маленьким капиталом, но большими планами. Впоследствии этот первопроходец «желтой» прессы неразумно продал свое творение другому издателю, о чем горько жалел. И форма, и содержание газеты, и ее цена — все говорило о том, что «Сан» — издание нового типа, предназначенное для особой аудитории.
«Сан» стоила всего один цент — в 5—6 раз меньше обычного.
Содержание газеты строилось на трех китах: сенсации, анекдоте и криминальной хронике. Сенсационные сообщения сильно потеснили рекламу на первой полосе, в результате чего она сжалась до одного столбца.
В последующие годы «Сан» успешно продолжала эксплуатировать интерес аудитории к науке Одним из ее авторов был известный американский писатель, основатель жанров детектива и фантастики Эдгар А. По. Однако редакция публиковала его рассказы не только как художественные произведения, но иногда выдавала их за информацию о реальных событиях и преподносила в качестве сообщения и репортажей. В таких случаях газета сильно рисковала, но рост тиража, вызванный эффектом сенсации, обычно превышал его падение, когда ложь распознавалась. К 1860 г. тираж «Сан» составлял 60 тыс. экземпляров.
Политические новости занимали в «Сан» достаточно скромное место.
Изредка в «Сан» помещались и аналитические статьи по социальным и политическим вопросам. Эти статьи примерялись ко вкусам и настроениям аудитории, состоявшей из бедняков. Газета выступала против повышения цен, долговых тюрем, выражала сочувствие обездоленным.
Второй массовой газетой стала ежедневная нью-йорская «Геральд», созданная в 1835 г. Джемсом Беннетом.
Первой такой находкой Беннета был секс. Появление секса на страницах газет стало новинкой для США, где все еще сохранялись пуританские традиции. Против «Геральд» была объявлена «моральная война», которую возглавили конкурирующие газеты. Они не скупились на самые смачные ругательства в адрес Беннета типа: «рептилия», «бродяга и лгун» (из «Ивнинг Сигнал»).
Другой новинкой «Геральд» были спортивные материалы, в особенности, репортажи о скачках и боксе. Особое внимание уделялось женской аудитории, поддерживалась идея эмансипации женщин, специально для них печаталась информация о модах.
«Геральд» была аполитичной.
Впервые в США «Геральд» стала выходить все семь дней в неделю, включая воскресенье. Она выгодно отличалась от «Сан» высокой оперативностью и точностью. Газета держала специальных корреспондентов в Вашингтоне, а когда началась война с Мексикой, единственная в Нью-Йорке послала военного корреспондента на фронт.
В остальном «Геральд» походила на «Сан», была в ней и криминальная хроника, и анекдоты. Она стала самой популярной американской газетой, и в 1860 г. ее тираж равнялся 77 тыс экземпляров.
Возникали и рабочие газеты. Первая массовая рабочая газета, «Нью-Йорк Трибюн», была основана в 1841 г. Горацием Грили. Биография Грили легко укладывается в схему, которую система «паблик рилэйшнз» десятилетиями вырабатывала для основателей династий миллионеров: деревенский паренек появился в Нью-Йорке с несколькими долларами в кармане (у Грили их было 25), разбогател, стал миллионером. Специфика Грили состоит в том, что свое состояние он заработал на пропаганде идей социализма.
Кроме социализма разных толков, читателям предлагался еще ряд идей и проектов, иногда весьма гуманных (отмена смертной казни, порки во флоте), порой даже «слишком» гуманных (сухой закон)
Главным достоинством — «Нью-Йорк Трибюн» и заслугой ее издателя была критика рабства в южных штатах.
В 1860 г. тираж газеты составил 40 тыс. экземпляров— третье место после «Геральд» и «Сан». А «Уикли Трибюн», ее еженедельное приложение, нацеленное преимущественно на западные районы страны, выходила 200-тысячным тиражом. Все это 'говорило о том, что в XIX в. массовая аудитория проявляла большой интерес к социализму и что социалистическая печать привлекала рабочих не намного меньше, чем «бульварная».
В 1851 г. один из сотрудников «Нью-Йорк Трибюн», Генри Раймонд, решил издавать свою газету. Так родилась «Нью-Йорк Таймс», одна из наиболее уважаемых газет в современной Америке. Пример Грили показал Раймонду, что и серьезная газета может найти выход на массовую аудиторию.
«Нью-Йорк Таймс» быстро набирала популярность, и в 1861 году ее тираж составил 35 тыс экземпляров.
По примеру нью-йорских изданий массовые газеты стали возникать повсеместно. В 1836 г. в Бостоне начала издаваться «бульварная» «Дэйли Таймс». Газета имела шумный успех, и уже на четвертый месяц издания ее тираж поднялся до 12 тыс. экземпляров. Одновременно в Филадельфии стала выходить «Паблик Леджер», также построенная по образцу и подобию нью-йоркской «Сан». На второй год издания ее тираж поднялся до 20 тыс. экземпляров.
Появились и еженедельные массовые газеты. Наибольший успех среди них выпал «Боннерс Леджер», издававшейся с 1855 г. Робертом Боннером. Пользуясь спецификой еженедельного издания, Боннер мог заполнять свою газету не только сообщениями о грабежах, пожарах, убийствах и т. д., но и литературой о том же самом. Так зарождались. Тираж «Боннерс Леджер» вскоре достиг небывалой цифры — 400 тыс. экземпляров.
Подъем массовой газеты в середине XIX в. ознаменовал начало новой эпохи, когда на историческую арену вышли массы. Вторжение масс ощутилось везде: в общественной жизни, культуре, искусстве. «восстание масс».
17-18 век – сущность авторитарной концепции прессы (устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицетворяемым.), либертарианская (ниспровергает концепцию печати как инструмента государства и утверждает свободу от правительственного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры.) вступила в силу в 18-19 веке.
Свобода печати появилась раньше всего в Англии, также как и свобода вероисповеданий – 1689 года. Протестантское движение было тесно связано со свободой слова
«Билль о правах» - это либертарианская концепция. Билль - законодательный акт, принятый парламентом Англии. Одна из основных частей британской Конституции. Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека. В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался некоторых прав)
Теория прессы: пресса не является инструментов власти, это инструмент общества. Народ следит за правительством. Прессе необходима свобода от правительственных идей. Концепция прессы стала распространятся в англии, в колониях Северной Америки.
Авторитарная концепция прессы исчезла не сразу. Не было открытой цензуры, но был подкуп редакции. Судебные преследования не срабатывали, кроме государственной измены ( за что была смертная казнь). Дела государственной прессы слушались в суде.
Косвенные методы контроля:
1. подкуп, субсидирование из государственных фондов
2. специальные налоги,, урезающие тиражи
Особенности политической системы Англии
Союз между Англией и Шотландией в 1786 году, и тогда она стала называться Великобританией. В 17 веке революция уничтожила феодальные устои. В 18 веке расширяется промышленной произодство. Складывается компромисс между буржуазией и дворянством как в социальном так и в экономическом планах.
Политическая жизнь: 2 партии – ТОРИ и ВИГИ
1. Тори (ирландского происхождения, катлики-ирландцы)
Партия короля, поддерживает землевладельцев, они консерваторы. В основном это священники и землевладельцы
2. Виги ( стокократ)- сторонники сект, Это мелкая и средняя буржуазия. Их политические интересы более передовые. Они были за расширение их политических прав.
Парламент решил провозгласить свободу печати. Была партийная пресса: одни поддерживали тори (консерваторов), другие же вигов (Либералов). Начинает формироваться журналистская периодика. Местные газеты, серьезная аналитическая газета, воскресные издания. Однако вместе со свободой слова начинают работать экономические рычаги. Газеты были доступны только богатым людям. Тогда же – запрет на посещение парламента. Приходилось выспрашивать все у швейцаров. В конце концов добились – появился в парламенте балкон для журналистов. Потому журналисты учаться стенографии. Пресса стремиться заработать деньги.
Появились в 18 веке промышленные города – изменился состав населения (растет число рабочих). Колонии расширяются, продают сырье, помогают в развитии торгового флота.
Выходит Daily advertisers – реклама была очень важна. Ответный ход: вводятся налоги на рекламу, на каждый номер, на бумагу. Эти налоги были отменены только в 19 веке. Закон о позорном столбе за клевету журналиста. Вот, например, Дефо попался.
Берк сказал, что журналист – четвертая власть. Стали появляться политические кофейни, где люди читали и обсуждали новости. В этих публичных сферах формировалось давление на властье + пресса.
Возникают традиции: утром люди получают лондонскую, центральную газету, а вечером – местные газеты. Появляются первые воскресные газеты. Почему? В Англии сильна была церковь: по воскресения запрещено было открывать пабы. Вместо пива – газетки.
Теперь эссе – выстрел из пушки, «полет ядра». Эссе публикуют в журналах и некоторых газетах. Это неторопливое, философское, нравственное повествование. Эссе не очерк и не репортаж, он отличается от притчи. Один из самых сложных. Эссеистами были Свифт и Дефо. Еще развивается жанр памфлета. Свифт – «Сказка бочки». Памфлет – от англ. Небольшая брошюрка. Осуждая королевскую власть, люди писали памфлеты. Памфлет – есть сатирическое развитие темы в газете... обличение оппонентов. Англия дала миру памфлет, эссе и газетно-журнальную литературу. Журналистика сильна тем, что содержание журналистики обогащает общество – напр. развивается английский роман. Была свобода, но не экономическая – поэтом устремились сделать журналы и газеты как можно более популярными. Даже пьесы появились в журналах, театральные рецензии, критика.
Своя англиканская церковь – глава король, а не папа Римский
Дефо – протестант.
Январь 1701 г «Чистокровный англичанин» - памфлет. Он понравился королю, но не понравился англичанам.
Памфлет «Простейший способ разделаться с диссентерами» (то есть убить). Дефо был привязан к позорному столбу. Затем он получил предложение от ТОРИ – его вызволят из тюрьмы.
Шпаргалка: Вслед за окончательным устранением Стюартов, приверженцев абсолютизма. КОГДА С Вильгельмом Оранским наступила новая эпоха, парламенту в феврале 1689 года удалось провести знаменитый Bill of rights , в котором, между прочим, содержится и признание за каждым гражданином права изустного и печатного выражения мысли.
С низложением Иакова II (1689) и выступлением на престол Вильгелома III наступил конец жалкому существованию печати, и в 1702 в Лондоне вышла первая ежедневная газета Daily Courant.. Кстати, к 1724 только 2 из 18 лондонских изданий выходили каждый день.
Новая эра в политической журналистике наступила только в 18 веке. Автор «Робинзона Крузо», известный Даниель Дефо, сидя в тюрьме за свой памфлет «Способ всего скорее покончить с диссидентами», набросал план политического издания. Отбыв наказание он стал издавать «Обозрение государственных дел». В течение 9 лет Дефо работал на своем поприще, пока не был насильственно снят и отправлен в тюрьму. Почин Дефо встретил подражание и политическая пресса стала быстро развиваться. Парламенту не нравилось возрастающее влияние печати, и он настойчиво пытался лишить ее самого важного материала – известий о парламентских заседаниях. В 1722 удалось наконец проникнуть в тайники парламентской деятельности: с рукописи одного члена были опубликованы важнейшие речи сессий с 1621. На это опубликование палата ответила строгим запрещением печатания отчетов о заседаниях. Литераторы наполняли тюрьму Ньюгэт, но продолжали вести свое дело. С 1729 по 1774 действовал этот запрет, но в при помощи лорда-мэра Сити он все-таки был отменен. Фактически установилась свобода опубликования парламентских отчетов.
Новое затруднение для печати значительно затормозившее ее развитие, возникло в царствование королевы Анны в 1712, когда был введен штемпельный налог, а еще был налог на бумагу, на объявления и т.д. Так что основной способ давления – экономический. Вскоре, впрочем, были найдены средства для полного обхода этого закона ил и хотя бы ослабления его обременительности, благодаря чему в Лондоне появился целый ряд новых газет. С 1715 стала выходить London post, стяжавшая огромную славу благодаря напечатанию романа Дефо «Робинзон Крузо», потом Craftsman, доведшая ежедневный выпуск до 10000 экз. Затем в 1769 Public Advertiser, печатавшая знаменитые 69 «Писем Юниуса», в которых с неслыханной смелостью высмеивалось правительство Георга II, причем несмотря на все старания властей, личность автора осталась неизвестной. Благодаря Письмам Юниуса тираж достигнул 7000 экз ежедневно. Наряду с политическими газетами, в самом начале 18 столетия появились первые журналы, так называемые, моральные еженедельники, занимавшиеся культурой, бичеванием извращенных нравов, предававшихся философским рассуждением о бессмертии души. Первый из еженедельников – The Tatler (Собеседник) под редакцией Ричарда Стиля. Вымышленное Свифтом лицо, «Исаак Бикерстаф, эсквайр» рассуждала здесь о чудовищных кринолинах дам, военных приключениях герцога Мальборо, сердечный тайнах Дженни Дистаф, миросозерцании Ньютона и т.д. Он имел огромный успех, но Стиль все же его закрыл и основал The spectator (Зритель). Умственный уровень у этого журнала был выше, чем у предшественника. Душой предприятия был остряк Аддисон. И опять же несмотря на то, что и он имел огромный успех, Стиль и Эдисон закрыли его и преступили к выпускy The Guardian ( Блюститель), который вскоре стал на политическую почву. Этот журнал примкнул к вигам(либералы) и стал вести борьбу с тори (консерваторы). Но он вскоре погиб в волне политических событий. Еще один ежедневник стоит упомянуть – Gentleman’s magazine, осмелившемся печатать парламентские отчеты, что впоследствии опять было запрещено законом. Для предосторожности редакция оговаривалась, что сообщенные прения происходили в царстве лилипутов. Этот журнал ( хотя его и наказывали административно) снискал такие прочные симпатии в обществе, что палата общин решила заседать при открытых дверях. Gentleman завоевал тем самым английской прессе доступ в парламент.