Остановись, мгновение, ты прекрасно!
Завтра я возвращаюсь. Вещи ещё не собрала, морально не подготовилась. Меня ждёт только импровизация! Только хард-кор!
в 1716 г. стал выходить римский еженедельник «Cracas», в мелком формате, посвященный археологии, хронике и описанию римских нравов и обычаев.
В Италии продолжателем идей английской нравоучительной журналистики стал известный поэт и критик Гаспаро Гоцци, который с 1760 г. издавал «Gazzetta Veneta» («Венецианская газета»), почти полностью заполняя еженедельник своими собственными сочинениями.
На итальянской журналистике отражаются те контрасты, которые замечаются в итальянской жизни, – сравнительное богатство и высокий нравственный уровень на севере, и бедность и невежество на юге. На юге население отличается большей живостью, остроумием, но и более низким интеллектуальным уровнем, на севере же характерной особенностью населения является положительность, серьезность и суровость. На севере современная жизнь сделала гораздо большие успехи, демократизм здесь больше развит, сильнее сказываются либерализм, позитивизм и... деловитость. На юге же еще крепки вековые монархические традиции, прочнее держится старый режим и нравственные особенности, привитые испанцами. Там еще сильно преклоняются перед родовитой аристократией, с презрением относясь к демократическим нововведениям, увлекаются пышностью монархии. Газеты юга всегда пишутся более блестящим стилем, чем газеты севера, и всегда обнаруживают возбуждение автора, но вместе с тем они не пользуются моральным и политическим влиянием, исключая некоторые неаполитанские газеты. С целыми сотнями южных газет совершенно не считаются.
Итальянские газеты теперь стремятся удовлетворить всем требованиям, которые можно предъявить к современной газете, и некоторым из них это удалось. И такие газеты, как «Secolo», «Corriere della Sera», «Tribuna», «Stampa» и «Mattino»,могли бы послужить украшением печати любой страны.
Периодическая печать Соединенных Штатов Америки – теперь уже свободного и независимого государства – продолжила свое развитие и в 1783–1833 годах.
Перед созывом конституционного конвента в Филадельфии 25 мая 1787 года периодическая печать открыла широкую дискуссию, в которой приняли участие лидеры страны Дж. Адамс, Т. Джефферсон, А. Гамильтон. За одобрение конституции высказались «Пенсилваниа газетт», «Бостон газетт», «Ньюпорт мэгэзин», «Коннектикут курант», «Мэриленд газетт», «Нью-Хэмпшир газетт» и другие издания.
Свобода американской журналистике была гарантирована первой поправкой к Конституции США 1791 года: «Конгресс не примет никакого закона, ограничивающего свободу слова или прессы».
Хотя считают, что эпоха революционных газет закончилась в США уже к началу XIX века, к моменту получения независимости и в первые годы ее революционные газеты занимали бесспорно господствующее положение в системе американской периодической печати.
Речь президента, в частности, отражала и те противоречия, которые существовали в стране после завоевания независимости.
Несомненно и то, что американские газеты в послереволюционный период в течение длительного времени, включая первые десятилетия XIX века, в большой степени зависели от политических и государственных деятелей, партий и организаций, особенно в финансово-экономическом отношении. Причем с завоеванием страной национальной независимости их значение как органов политической пропаганды не уменьшалось, а возрастало, а использование газет в политических целях, пожалуй, еще более активизировалось. Так, в 1791 году Т. Джефферсон, уже будучи государственным секретарем США, основал совместно с Дж. Мэдисоном газету «Нэйшнл газетт» («Национальная газета»), которая выходила дважды в неделю, т.е. чаще, чем многие другие.
Придававший чрезвычайно большое общественное значение периодической печати и всегда желавший, чтобы газеты выражали оппозиционные правительству настроения, Т. Джефферсон на шестом году своего президентства с горечью отмечал: «Сейчас ничему, что написано в газетах, верить нельзя. Сама истина стала подозрительной, попадая в эти загрязненные органы»
В лагере сторонников независимости США долгие годы значительные расхождения существовали между «республиканцами», признанным лидером которых являлся Т. Джефферсон, и «федералистами», которых возглавлял А. Гамильтон.
«Федералисты» выражали интересы крупной торговой буржуазии, банкиров, земельных спекулянтов. В политической области они выступали за усиление централизованной федеральной власти и ограничение демократических свобод. «Республиканцы» опирались на пестрый по социальному составу блок фермеров, сельских предпринимателей, мелкой городской буржуазии, плантаторов и выступали за то, чтобы облегчить фермерам доступ к земле, за демократизацию конституции и предоставление широких прав штатам. Во внешней политике «федералисты» ориентировались на Великобританию, а «республиканцы» – на революционную Францию.
Важнейшим печатным органом «федералистов» стала первая американская газета, созданная в качестве органа федерального правительства, – «Газетт оф Юнайтед Стейтс» («Газета Соединенных Штатов»), основанная федеральным правительством в Нью-Йорке 15 апреля 1789 года видным деятелем среди «федералистов» Дж. Фенно.
Эта газета поставила во главу угла освещение деятельности конгресса и его дебатов, материалов о больших вопросах правительственной политики, событий в США, международной политики, литературной проблематики. Через полгода тираж «Газетт оф Юнайтед Стейтс» составил 600 экз., а через год – 1400 экз., она имела 1000 подписчиков. Розничная цена составляла 2–3 пенни.
В годы правления Дж. Адамса борьба между «федералистами» и «республиканцами» продолжалась. Именно правительству Адамса удалось провести упоминавшиеся выше законы «о иностранцах» и «о подстрекательстве». Министром финансов в правительстве Адамса был федералист А. Гамильтон, который проводил политику поощрения национальной промышленности и торговли путем увеличения налогов и привлечения иностранных капиталов в США. Политика «федералистов» встретила сопротивление демократических сил, которые объединились вокруг «республиканцев».
Т. Джефферсону приходилось отстаивать свои позиции в острой политической борьбе. Даже в год первой победы Т. Джефферсона на президентских выборах (1800 год) две пятых всех американских газет были «федералистскими». По инициативе Т. Джефферсона, возглавлявшего борьбу с «федералистами», в 1800 году была основана газета «Нешнл интеллиджинсер» («Национальный интеллигент»). После избрания Джефферсона президентом эта газета, выходившая трижды в неделю, превратилась в официальную газету правительства. При этом она получила монопольное в стране право на публикацию официальных протоколов заседаний американского конгресса, которые из нее и перепечатывались всеми другими газетами. Когда в 1834 году правительство США начало издавать официальную газету «Конгрешнл глоб» («Держава конгресса»), впоследствии «Конгрешнл рикордс» («Летопись конгресса»), «Нейшнл интеллиджинсер» сделалась обычной ежедневной газетой.
С ускорением ритма американской жизни после получения страной независимости возникла необходимость в газетах ежедневной периодичности. Так, в 1783–1785 годах появились «Пенсилваниа ивнинг пост энд дейли адвертайзер» («Вечерняя почта Пенсильвании и ежедневная газета» – (Филадельфия, 1784) и «Нью-Йорк дейли адвертайзер» (Нью-Йорк, 1785).
Весьма примитивная по внешнему виду, такая газета независимо от своей периодичности, ежедневной или еженедельной, представляла собой лист писчей бумаги с текстом, напечатанным на обеих сторонах листа. Подобные своим европейским аналогам, тогдашние американские газеты имели чаще всего двухполосный объем, реже – четырехполосный. Верстка полосы в большинстве случаев осуществлялась в две колонки. Торговые и частные объявления занимали, как правило, три четверти первой полосы и всю площадь третьей или четвертой, когда газета была четырехполосной. Редакционные статьи появлялись отнюдь не в каждом номере и состояли, как правило, всего из одного абзаца. Что же касается собственно информации, иностранных, американских, а также местных новостей (а также городских слухов, сплетен, светских новостей и т.д.), то они размещались, главным образом, на четвертой странице.
Газеты стали главным феноменом общественно-культурной и политической жизни США еще в колониальную эпоху. Несмотря на то, что ранние издания делались с несомненной оглядкой на европейские, особенно английские, аналоги, а порой просто копировали их, являясь плохими копиями последних, уже в период своего зарождения и становления они следовали иным культурно-историческим маршрутом, чем в Старом Свете. Если в Европе общее развитие журналистики как общественного дела шло в направлении от книги к газете, от рукописи к печатной публикации, а книжные художественно-публицистические жанры непосредственно влияли на формирование газетного текста, то в Северной Америке газеты возникли раньше, чем появились оригинальные, «американские» книги, предшествовали им по времени и по содержанию.
Лучшим американским журналом начала прошлого столетия считается «Портфолио» («Портфель»). Возникший в Филадельфии в январе 1801 года, выходивший как еженедельник в 1801 – 1809 годы и как ежемесячник с 1810 по 1827 годы, он являлся «интеллектуальным, с сатирическим уклоном» изданием, основное содержание которого определяли литература и политика, призванные нести в народ образование и культуру. Издание занимало патриотическую позицию во время второй войны за независимость 1812–1814 годов[8].
Одним из наиболее значительных явлений американской журналистики первой половины столетия несомненно стал журнал «Мансли антолоджи» («Ежемесячная антология»), издававшийся в Бостоне в 1803–1811 годах. В нем сотрудничали профессора, юристы, бизнесмены. На его страницах преобладали публикации литературного характера: отрывки из новых книг, произведения классической литературы, обозрения текущей литературы, научные и исторические материалы. Журнал систематически практиковал жанр биографий.
Особого внимания заслуживает также «Коламбиа мэгэзин – Мансли миссэлэни» («Колумбийский иллюстрированный журнал – ежемесячник смешанного содержания»), представлявший собой свод различных знаний: в нем публиковались статьи о сельском хозяйстве и положении мануфактур, о науке, изобретениях и открытиях.
Иными словами, в условиях 1800–1830 годов, когда в США еще не было публичных библиотек, а книги были доступны немногим, печатные издания журнального типа становились как бы школой и учителем читающей публики, наставником и советчиком во всем том, о чем заходила речь в их публикациях.
В 1820 году в стране уже насчитывалось более 500 газет различной периодичности, из которых ежедневных изданий было всего лишь 24, зато еженедельных – 422 (через десять лет их количество возрастет до 65 и 650). Среднее распространение ежедневной газеты составляло тогда 1400 экз., а общий разовый тираж всей американской газетной прессы составлял 78 тыс. экземпляров.
К концу 1820 годов в Соединенных Штатах Америки уже имелось больше газет и их читателей, чем в каком-либо другом государстве мира. В 1827 году в Нью-Йорке появились первая негритянская газета в истории страны «Райте фор олл» («Права для всех») и первая рабочая газета «Джорнимен микеникс эдвокейт» («Защитник квалифицированного поденщика»), просуществовавшая в течение года. Здесь же в 1829–1847 годах издавалась еженедельная газета «Уоркинг мэн эдвокейт» («Защитник трудового человека»).
Газетной столицей Америки постепенно становился Нью-Йорк, во всех отношениях оставивший далеко позади себя старые столицы Бостон и Филадельфию.
Острая политическая борьба, выплескивавшаяся на страницы газет и журналов, была характерна для изучаемого периода. Она предвещала новые социальные потрясения и являлась подготовкой к Гражданской войне между Севером и Югом. Но вместе с тем назревала еще одна «революция» – так называемая коммерческая революция в газетной прессе США 1830–1840 годов.