21. МАССОВЫЕ ИЗДАНИЯ ВЕЛИКАБРИТАНИИ в 19 ВЕКЕ Дифференциация английской прессы. Появление массовых издании (60-е годы XIX—первые десятилетия XX в.) К середине XIX столетия Англия стала страной «образцового капитализма». В 50 — 60-е годы усилилась ее колониальная поли¬тика. В 70-е годы XIX в. начинает развертываться процесс «постепен¬ной утраты английской мировой промышленной монополии. Те¬ряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла коло¬ниальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все ра¬стущие прибыли». В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, кото¬рая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты поспешили восполь¬зоваться этой свободой. Новые возможности прессы обусловливались не только отменой «налогов на знание»: росли технические возможности ее производ¬ства и распространения. Александер Белл продемонстриро¬вал королеве Виктории телефон; вскоре была проложена частная телефонная линия от острова Уайт до Лондона, а затем в сто¬лице Великобритании стала действовать общественная телефонная служба. Маркони предсказывал появление и «видимого телефона». В этой обстановке шло превращение службы Джулиуса Рейтера в подлинно информационное агентство. Процесс внедрения Рей¬тера в журналистику не был безболезненным: «старые» англий¬ские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки прода¬вать заокеанские новости прессе были неудачными, но си¬туация изменилась. Рейтер убедительно продемонстриро¬вал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспонден¬тов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за под-писку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. Уже в 1856 г. «Рейтер», французское агентство «Гавас» и не¬мецкое «Вольф» сделали шаги навстречу друг другу — в 1859 г. между ними было заключено первое письменное соглашение. Но¬вый договор подписывают «Рейтер» и «Гавас» в 1865 г., «Гавас» и «Вольф» в 1867 г. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно опре¬делило характер их отношений вплоть до 30-х годов XX века. В 1878 г. его главой стал барон Гер¬берт де Рейтер (1852—1915), сын Джулиуса. В сложном положении оказалось агентство в годы первой ми¬ровой войны (1914 —1918), когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон. Его пост занял Родерик Джонс (1877 — 1962), позиции агентства укрепляются. За время первой мировой войны объем информации, переданной «Рейтер», достиг небывалых размеров. Рост объема информа¬ции был связан с количественным ростом английской прессы В 60 — 80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появи¬лось много вечерних газет: «Пелл Мелл Газетт»), «Лон¬дон Дейли Меркури» («Лондонский ежедневный вестник»), «Ивнинг Меркури» («Вечерний вестник»), «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости»), «Стар» («Звезда», 1855). Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью» («Ежеквартальное обозрение»), ежемесячный «Контемпорэри Ревью» («Современное обозрение»). В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия») стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. Был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры со¬временной истории, обещал отразить интересы женщин, публико¬вать критические материалы, написанные «джентльменами и уче¬ными». По типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Пери¬одика второй половины XIX в. была достаточно специализиро-ванной. Существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания11. В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выгля¬дели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически от¬сутствовало13. Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы, явился Уильям Томас Стед (1849 — 1912). Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью». Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа «ревью» и «мэгэзин»14. Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар», созданная Т. П. О'Коннором, соби¬равшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего жур¬нала». Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модер¬низировали ее. Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основа¬телем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созда¬нию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентиро¬валась на новую читающую публику — клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и де¬вушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать. все, что написано просто и достаточно интересно»18. В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежеднев¬ную газету — «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и пред¬назначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, про¬никнутое британским имперским духом. В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пир¬сона») — двадцатистраничный еженедельник. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным де¬лом. В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. Таким образом, английская «новая» журналистика была свя¬зана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств инфор-мации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негатив¬ные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали. Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием. До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди еже¬дневных газет отмечался у «Дейли Телеграф». В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти. Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX — начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий. В годы деятельности I Интернационала ряд английских изда¬ний выступает от его имени. Одно из них — рабочая газета «Бихайв» («Улей»). «Бихайв» сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного из¬дания. Органом Социал-демократической феде¬рации был еженедельник «Джастис» («Справедливость»), одним из руководителей которого стал Уильям.
Дифференциация английской прессы. Появление массовых издании (60-е годы XIX—первые десятилетия XX в.) К середине XIX столетия Англия стала страной «образцового капитализма». В 50 — 60-е годы усилилась ее колониальная поли¬тика. В 70-е годы XIX в. начинает развертываться процесс «постепен¬ной утраты английской мировой промышленной монополии. Те¬ряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла коло¬ниальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все ра¬стущие прибыли». В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, кото¬рая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты поспешили восполь¬зоваться этой свободой.
Новые возможности прессы обусловливались не только отменой «налогов на знание»: росли технические возможности ее производ¬ства и распространения. Александер Белл продемонстриро¬вал королеве Виктории телефон; вскоре была проложена частная телефонная линия от острова Уайт до Лондона, а затем в сто¬лице Великобритании стала действовать общественная телефонная служба. Маркони предсказывал появление и «видимого телефона».
В этой обстановке шло превращение службы Джулиуса Рейтера в подлинно информационное агентство. Процесс внедрения Рей¬тера в журналистику не был безболезненным: «старые» англий¬ские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки прода¬вать заокеанские новости прессе были неудачными, но си¬туация изменилась. Рейтер убедительно продемонстриро¬вал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспонден¬тов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за под-писку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания.
Уже в 1856 г. «Рейтер», французское агентство «Гавас» и не¬мецкое «Вольф» сделали шаги навстречу друг другу — в 1859 г. между ними было заключено первое письменное соглашение. Но¬вый договор подписывают «Рейтер» и «Гавас» в 1865 г., «Гавас» и «Вольф» в 1867 г. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно опре¬делило характер их отношений вплоть до 30-х годов XX века.
В 1878 г. его главой стал барон Гер¬берт де Рейтер (1852—1915), сын Джулиуса.
В сложном положении оказалось агентство в годы первой ми¬ровой войны (1914 —1918), когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон.
Его пост занял Родерик Джонс (1877 — 1962), позиции агентства укрепляются.
За время первой мировой войны объем информации, переданной «Рейтер», достиг небывалых размеров. Рост объема информа¬ции был связан с количественным ростом английской прессы
В 60 — 80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появи¬лось много вечерних газет: «Пелл Мелл Газетт»), «Лон¬дон Дейли Меркури» («Лондонский ежедневный вестник»), «Ивнинг Меркури» («Вечерний вестник»), «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости»), «Стар» («Звезда», 1855). Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью» («Ежеквартальное обозрение»), ежемесячный «Контемпорэри Ревью» («Современное обозрение»).
В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия») стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. Был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры со¬временной истории, обещал отразить интересы женщин, публико¬вать критические материалы, написанные «джентльменами и уче¬ными». По типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Пери¬одика второй половины XIX в. была достаточно специализиро-ванной. Существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания11.
В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выгля¬дели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически от¬сутствовало13.
Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы, явился Уильям Томас Стед (1849 — 1912). Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью». Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа «ревью» и «мэгэзин»14.
Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар», созданная Т. П. О'Коннором, соби¬равшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего жур¬нала».
Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модер¬низировали ее.
Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основа¬телем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созда¬нию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентиро¬валась на новую читающую публику — клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и де¬вушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать. все, что написано просто и достаточно интересно»18.
В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежеднев¬ную газету — «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и пред¬назначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, про¬никнутое британским имперским духом.
В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пир¬сона») — двадцатистраничный еженедельник. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным де¬лом.
В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.
Таким образом, английская «новая» журналистика была свя¬зана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств инфор-мации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негатив¬ные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали. Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием.
До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди еже¬дневных газет отмечался у «Дейли Телеграф».
В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти.
Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX — начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.
В годы деятельности I Интернационала ряд английских изда¬ний выступает от его имени. Одно из них — рабочая газета «Бихайв» («Улей»). «Бихайв» сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного из¬дания. Органом Социал-демократической феде¬рации был еженедельник «Джастис» («Справедливость»), одним из руководителей которого стал Уильям.