21:31

Остановись, мгновение, ты прекрасно!
Можете застрелить меня, сжечь... а потом развеять мой пепел над Лондоном. Мне всё равно уже.

Комментарии
14.01.2014 в 03:58

У меня есть крутые воображаемые пистолеты.
36. ФРАНКЛИН «КАК ИЗ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ СДЕЛАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ГОСУД
Новая страница в истории прессы англ. Америки была открыта братьями Джемсом и Бенжамином Франклинами. Джемс Франклин служил печатником у Вильяма Брукера, но в 1721 был уволен за неудовлетворительную работу. Оказавшись не у дел, он решил издавать собственную газету. Случай свел его с компанией молодых людей, достаточно обеспеченных и острых на язык, и жаждавших получить аудиторию, перед которой можно было блеснуть остроумием. Так в 1721 в Бостоне родилась новая газета – «Нью Инглэнд Курант». Подобно появившимся ранее в Англии изданиям Аддисона и Стиля, она положила начало сатирической журналистике в английской Америке.
Джемс Франклин, как издатель получал большие доходы, но и все неприятности доставались на его долю. Сохраняя полное инкогнито, друзья упражнялись в остроумии на своих согражданах, высмеивали почтенных отцов семейств, дразнили городские власти и духовенство, издевались над нравами и привычками. Оказавшись между двух огней, Джемс Франклин плыл по течению, время от времени, правда, не надолго, садился в тюрьму, рассыпался в извинениях перед обиженными, но поделать ничего не мог: заработок был слишком соблазнительным.
В издании работал совсем еще юный, но уже подававший большие надежды младший брат Джемса, Бенджамин Франклин, в будущем известный ученый и просветитель. Джемс ревниво относился к таланту младшего брата и определил юное дарование в типографию подсобным рабочим. Втайне от брата Бенжамин писал статьи под псевдонимом и подкладывал их под дверь издательства. Эти статьи нравились Джемсу, и он охотно их печатал, пока не раскрылось настоящее имя автора. Тогда между братьями начались ссоры и Бенжамину пришлось уйти.
Однако этот уход был большой удачей для начинающего журналиста. Освободившись от опеки брата, Бенжамин переехал в Филадельфию и в 1729 приобрел созданную годом ранее, но уже пришедшую в упадок «Пенсильвания Газетт», а затем сделал ее самой популярной газетой в городе. Секрет ее успеха – в выдающихся журналистских и литературных способностях издателя, сочетавшихся с предпринимательской жилкой и умением делать деньги. Печатая не меньше новостей, чем любая другая газета, «Пенсильвания Газетт» сочетала различные жанры. В ней публиковались, с одной стороны, забавные смешные истории, как напр. о находчивой Полли Бэйкер, матери-одиночке 5 детей, призванной пуританами к суду нравов, где она произнесла такую проникновенную речь о любви к детям, что один из судей сразу же предложил ей руку и сердце.
С другой стороны, там находили отражение идеи Просвещения, проповедником которых в Америке стал Б. Франклин. Но, кроме просветительских задач, ставилась цель зародить у читателей представление о новой американской нации и национальном единстве. В этой газете впервые была опубликована, ставшая потом знаменитой картинка – змея, разрезанная на семь частей (по числу колоний), с надписью «Объединись или умри». «Пенсильвания Газетт» стала самым популярным периодическим изданием в Америке и образцом для вновь создаваемых газет. Разумеется, не все издатели обладали талантом Б. Франклина, но все они старались по примеру его газеты сочетать информационные, аналитические и развлекательные материалы, а также, уделять внимание стилю изложения.
В силу общего отставания южных колоний появление в них периодических изданий несколько задержалось.

Журналистская деятельность Б. Франклина
Франклин Бенджамин 1706-1790)
Американский государственный и политический деятель, ученый, дипломат, один из авторов Декларации независимости США 1776 года и Конституции 1787 года. Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 в Бостоне (штат Массачусетс, США), в семье небогатого ремесленника. С 10 лет работал сначала в свечной мастерской отца, затем в типографии старшего брата. В 1723 Бенджамин Франклин переехал в Филадельфию, в 1724-1726 жил в Лондоне. Где он в основном публиковал заметки и сочинения посвященные проблемам религии: "Рассуждения о свободе и необходимости, удовольствии и страдании", "Догматы веры и деяния религиозные". В 1727 Бенджамин Франклин основал в Филадельфии собственную типографию. Свободное время тратил на самообразование, став одним из образованнейших людей своего времени: самостоятельно изучил латынь, французский, итальянский, испанский языки, с 1746 стал изучать явление электричества. В 1728 Бенджамин Франклин основал Филадельфийский дискуссионный кружок ремесленников и торговцев "Клуб кожаных фартуков" ("Джунто"), превратившийся в 1743 в Американское философское общество, членами которого с 1770-х и до 1860-х было избрано 24 русских ученых, в том числе Т.И. фон Клингштадт (1773), Е.Р.Дашкова (1789), П.С.Паллас (1791), Ф.П.Аделунг (1818), И.Ф.Крузенштерн (1824), В.Я.Струве (1853). В 1729-1748 Бенджамин Франклин издавал "Пенсильванскую газету", в 1732-1758 - ежегодник "Альманах бедного Ричарда". В Филадельфии Бенджамин Франклин основал первую в английских североамериканских колониях публичную библиотеку (1731), Пенсильванский университет, Американское философское общество, Филадельфийскую академию (1751), ставшую основой Пенсильванского университета. В 1736-1751 Бенджамин Франклин служил секретарем Пенсильванской ассамблеи, в 1737-1753 был почтмейстером Пенсильвании, в 1753-1774 - почтмейстером всех североамериканских колоний (в некоторых источниках указано, что он был заместителем генерального почтмейстера колоний). С последнего поста Бенджамин Франклин был уволен в январе 1774 палатой представителей; причиной увольнения стал скандал, связанный с обнародованием писем председателя Верховного суда Массачусетса Т.Хатчинсона одному из членов английского правительства. В 1754 Бенджамин Франклин являлся одним из инициаторов созыва первого конгресса представителей колоний в Олбани, которому предложил план объединения колоний. В 1757-1775 (кроме периода с 1762 по 1765 гг.) представлял североамериканские колонии в Лондоне. 20 марта 1775 Франклин отплыл из Лондона и 5 мая прибыл в Филадельфию; на следующий день он был избран членом 2-го Континентального конгресса. Вскоре был назначен советником генерала Джорджа Вашингтона и стал членом комитета по разработке Декларации независимости. В 1776-1785 являлся полномочным министром в Париже. Способствовал укреплению международного положения США. При его содействии и участии были заключены Американо-французский договор 1778 года о союзе и Версальский мирный договор 1783 года (Treaty of Paris), по которому Великобритания признала независимость США. В 1785 Бенджамин Франклин был избран президентом Законодательного собрания штата Пенсильвания. Участвовал в работе Конституционного конвента по выработке Конституции США 1787 года. 12 февраля 1790 Франклин подписал памятную записку Конгрессу с призывом об отмене рабства. Умер Бенджамин Франклин 17 апреля 1790 в Филадельфии. 
В России имя Бенджамина Франклина впервые было упомянуто в "Санкт-Петербургских ведомостях" 12 июня 1752 в связи с его опытами по созданию громоотвода. С конца 1770 он стал одним из наиболее известных иностранных писателей и ученых в России. В 1791 в России было опубликовано собрание сочинений Бенджамина Франклина. 
Научные заслуги Бенджамина Франклина получили широкое международное признание: он был избран почетным членом ряда иностранных академий и обществ, в том числе, в 1789 - Российской Академии Наук (первый американский член Петербургской АН). Собрал обширные данные о штормовых ветрах (норд-остах), предложил теорию, объяснявшую их происхождение. Проведены измерения скорости, ширины и глубины Гольфстрима и это течение (название которому дал Бенджамин Франклин) было нанесено на карту. Основной областью исследований Франклина была физика: предложил эффективный метод защиты от грозового разряда - молниеотвод. В основе политических воззрений Бенджамина Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу, собственность. Выступал за отделение колоний от метрополии и провозглашение политической независимости, против усиления роли исполнительной власти, в частности, против предоставления Джорджу Вашингтону чрезвычайных полномочий, за установление всеобщего избирательного права, не ограниченного имущественным цензом, был решительным противником рабства. Сформулировал трудовую теорию стоимости.
14.01.2014 в 03:58

У меня есть крутые воображаемые пистолеты.
Произведения Бенджамина Франклина: Альманах "Бедный Ричард" (Poor Richard's Almanac), памфлет "Заметки относительно дикарей Северной Америки". 
Среди первых литературных опытов Ф. выделяется серия очерков "Сайленд Дугуд", опубликованная в 1722 г. в газете "New England curant", издававшейся его братом Джеймсом, в очерках чувствуется сильное влияние газеты "Зритель", издававшейся в те годы в США. У "Зрителя" был свой особенный стиль: "свободный, но без грубостей, и изысканный, но без нарочитости"( С. Джонсон лексикограф об одном из создателей "Зрителя" Аддисоне). Кроме того было открытое стремление авторов способствовать улучшению нравов и манер, уделялось внимание проблемам нравственного совершенствования человека, сетования по поводу современного упадка нравов, давались наставления по их исправлению. Серия очерков "Silence Dogood" основывалась на новейших веяниях в области воспитания и гуманитарного знания и имела нравственно-этическую направленность. Само имя корреспондентки многое объясняло: "Silence Dogood" - русский эквивалент "молчании - золото". "Имя" автора давало понять, что разговор пойдёт о том, что такое "халясё" и что такое "плёха". ( ГЫ!) Образ маска давал определённую свободу: открывал автору возможность отстранения, незаинтересованный взгляд человека, не втянутого в перипетии реальных жизненных отношений, но и неравнодушного к ним, способность взвешивать все аргументы за и против. Франклин придумал своей маске целую биографию: её отец погиб в день её рождения, сама она стала вдовой. Всё это было нужно чтобы предать моральный авторитет корреспондентке, который бы легко переносился на высказываемые ею суждения, практически полностью совпадающие со взглядами самого Франклина. В этой серии Франклин освещал проблемы "прав и свобод", служение соотечественникам, создал концепцию "полезного гражданина", свобода слова, тирания, вопросы литературы
Новую ноту внес в развитие литературных талантов Франклина "Альманах Бедного Ричарда", выходившем ежегодно с 1732 г. на протяжении 25 лет. Обращаясь в первую очередь к земледельцам и ремесленникам, Франклин помещал в своем альманахе-календаре массу ценных сведений и советов, предлагая их в форме остроумных, метких, легко запоминающихся речений, напоминающих народные пословицы и поговорки. Скрывшись за маской Бедного Ричарда, Франклин вкладывал свои сентенции в уста человека, не только многоопытного и словоохотливого, у которого на любой случай непременно припасена какая-нибудь шутка-прибаутка, но, главное, близкого по опыту и образу мышления основному кругу читателей. Это и обеспечило ни с чем не сравнимую популярность франклиновского издания. Образ, созданный Франклином был очень удачным. Бедный Ричард в соответствии с демократическими устремлениями автора и требованиями эпохи - человек "3-его сословия", принадлежал к той среде, с которой он поддерживал диалог на протяжении четверти века. Другая причина его успеха яркий, афористичный стиль. Изобретательность и остроумие Франклина были поистине неисчерпаемы. Он неоднократно возвращался к ранее сказанному, стремясь выразить свою мысль в самой лаконичной и совершенной форме. Немалым подспорьем служили ему в этом обширные познания в области мировой литературы: он черпал идеи, сентенции, образы у античных авторов, Рабле, Ларошфуко, Бэкона, Свифта, Попа, Гея и многих других писателей и поэтов, в сборниках поговорок и пословиц разных народов и в поэтических антологиях. Правда, порой ему приходилось, оставив на время маску Бедного Ричарда, говорить и от собственного лица. Именно образ Бедного Ричарда, человека, способного, исходя не из книжной премудрости, а из здравого смысла и богатого опыта, разрешить любой трудный вопрос, собственным трудом равно обеспечивающего и пропитание семьи, и независимость своих суждений, первым открыл галерею национальных литературных героев.
Следующий этап в творчестве Франклина начинается в предреволюционный период, когда рассмотрение проблем морали сменяется постановкой важнейших общенациональных политических вопросов. Обогащается и мастерство Франклина, который от сочного, близкого к народным истокам юмора переходит к сатире. Язвительной иронией пронизан, например, превосходный "Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании" (1759), которому Франклин предпослал эпиграф: "Те, кто готов отказаться от основной свободы ради кратковременной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности". Очерк был горячо встречен передовыми кругами английской столицы, которые в разгоравшемся столкновении выступили в поддержку колонистов. Однако сам Франклин в ту пору исходил из необходимости сохранения союза с метрополией, веря, что можно ликвидировать злоупотребления посредством разумных законодательных мер. С этих позиций был написан также и "Допрос доктора Бенджамина Франклина в английской Палате общин" (1766). Однако его критика действий короны была столь сокрушительна, что даже не разделявший взглядов Франклина ярый противник всего просветительского учения Э. Берк был вынужден признать, что сам допрос напоминал попытку школьников атаковать своего учителя. 
Следует особо сказать о сочинениях Франклина, посвященных индейцам и неграм. Поборник просветительского учения о равенстве, он с поистине редкой для того времени широтой мышления утверждал принципы эгалитаризма в отношении всех рас. Непримиримый противник рабства, Франклин не раз призывал сограждан покончить с этим злом. Как и прежде, теоретические постулаты не остались простой декларацией, а нашли завершение в действии: видевший в рабстве "жестокое унижение человеческой природы" ("Обращение к населению", 1789), Франклин основал первое в Соединенных Штатах аболиционистское общество и стал его первым председателем, положив тем самым начало движению, сыгравшему важную роль в общественной жизни страны. 
Как никто другой, Франклин понимал, что освобождение рабов само по себе не решает вопроса. "При этих обстоятельствах, справедливо замечал Франклин, свобода для него (раба. М. К.) может часто обернуться несчастьем, и это будет пагубно для общества". В наши дни обоснованность его опасений не вызывает сомнений. На пагубность последствий ссылались в качестве аргумента и сторонники рабства. В противовес им Франклин, не ограничиваясь требованием запрета рабовладения, разработал целую систему мер, целью которой было сделать негров полноправными гражданами республики ("План улучшения условий существования свободных негров", 1775). 
Своеобразным духовным завещанием Франклина прозвучал памфлет "О работорговле", опубликованный за 24 дня до смерти великого философа-просветителя. Вновь прибегнув к одному из излюбленных просветительских жанров аллегорической восточной сказке, Франклин зло высмеял аргументацию сторонников рабства. Пародируя в сказке проходившие в 1789 г. дебаты в Конгрессе, когда он внес предложение о запрещении работорговли, Франклин ведет речь от лица восточного вельможи, члена дивана Алжира Сиди Магомета Ибрагима. Защищая институт рабства (особую остроту его разглагольствованиям придает то, что в роли рабов предстают "христианские собаки"), тот приводит доказательства, в сущности оставшиеся неизменными и поныне, начиная с того, что, если не иметь рабов, в жарком климате станет некому обрабатывать поля, и кончая тем, что христиане "только меняют одно рабство на другое, и я бы сказал, на лучшее, ибо их приводят в страну, где светит и сияет в полном блеске солнце Ислама. Здесь они имеют возможность познакомиться с единственно истинным вероучением и тем самым спасти свои бессмертные души". 
Стремлением построить отношения на основах подлинного равенства и взаимного уважения народов проникнуты сочинения Франклина, посвященные судьбам индейцев. Он не только оставил бесценные с исторической и этнографической точки зрения описания их быта и обычаев, записи их преданий, но и выступил в защиту коренного населения, вытесняемого колонистами с его исконных земель. Еще в 50-е годы он осудил ничем не оправданную резню индейцев, учиненную во время так называемых франко-индейских войн. В знаменитых "Заметках относительно дикарей Северной Америки" (1784) Франклин утверждал, что отличный от европейского уклад жизни индейцев результат особых исторических условий отнюдь не является свидетельством их неполноценности. И хотя европейцы называют их "дикарями", во многих отношениях краснокожие превосходят белых. В частности, отмечал он, "не ведая о многих искусственно созданных потребностях, они располагают избытком досуга для усовершенствования в разговоре. Наш трудолюбивый образ жизни они по сравнению со своим считают рабским и низменным, а ученость, которую мы высоко ценим, пустячной и бесполезной". Уступают европейцы "дикарям" и в области нравов и воспитания, в чем просветитель Франклин усматривал несомненное превосходство народа, живущего в согласии с природой, не зараженного торгашеским духом буржуазной цивилизации.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии